Карта территориальных органов Ространснадзора

Главная / Новости / Справка по случаям транспортных происшествий

Справка по случаям транспортных происшествий

08 ноября 2010 г. в 07 часов 35 минут на станции Смоленск 387 км3 пк третьего главного пути в грузовом поезде №1750 (вес 5704т, 66 вагонов, 264 оси) с тепловозом 2ТЭ10 №3350 приписки ТЧ-16 Витебск под управлением локомотивной бригады депо Витебск Белорусской железной дороги в составе машиниста Балбуцкого И.А., при скорости 20 км/час, допущен сход 55-го вагона с головы поезда груженого вагона (цистерна) №50029131 (груз дизтопливо) второй по ходу движения тележки обоими колёсными парами с последующим сходом еще двух вагонов (цистерн) №58701947 и №50516897 всеми тележками с нарушением габарита по соседнему пути.

Поезд остановлен по причине падения давления в тормозной магистрали. Вагон №50029131 в сошедшем состоянии до остановки проследовал 95 метров.

При осмотре места схода у вагона №50029131 выявлен излом правой боковой рамы тележки №45623 в радиусе R-55. В сечении излома имеется около 80% усталостная трещина.

В результате схода вагонов повреждено 80 метров железнодорожного пути, 87 железобетонных шпал, вагоны №50029131, №58701947 и №50516897.

Поезд №1750 сформирован на стации Брянск-Восточный Московской железной дороги, станция погрузки вагонов №50029131, №58701947 и №50516897- Брянск-Восточный, груз — дизельное топливо, станция назначения – Вентспилс Латвийской железной дороги. Последнее техническое обслуживание поезду №1750 на ПТО станции Смоленск — сортировочный Московской железной дороги. От ПТО до места схода поезд проследовал 2,1км.

По результатам расшифровки скоростемерной ленты, комиссией проанализирован режим ведения поезда, управления автоматическими тормозами, проверено техническое состояние локомотива, пути, необходимая техническая документация. Нарушений норм, режима ведения поезда управления тормозами со стороны локомотивной бригады не было. При осмотре пути нарушений Инструкции по текущему содержанию железнодорожного пути, утв. МПС России от 01.07.2000 №ЦП-774, не выявлено.

Вагон №50029131 – собственность Первой грузовой компании, построен 01 мая1991 г. ОАО «МЗТМ» (клеймо143). Виды ремонта: капитальный — 18 августа 2008 г. ООО «ПО Вагонмаш» (1272), последний текущий отцепочный ремонт – (ТР-2) 22 июля 2010 г. ВЧДЭ-7 Лоста Северной ж.д. (клеймо 4120), код неисправности №151 – сдвиг буксы, пробег вагона на 08 ноября 2010 г. составил 145374км, при норме 160000км.

Изломавшаяся боковая рама №45623 тележки модель 18-100 изготовлена в 1981 на кременчугском заводе стального литья (клеймо14), установлена 18 августа 2008г под вагон №50029131 при проведени капитального ремонта ООО «ПО Вагонмаш» (клеймо 1272).

Усталостная трещина начало своего развития имеет в зоне перехода от опорной поверхности буксового проема во внутренний радиусный переход R55. Дальнейшее развитие трещины происходило через технологическое отверстие боковой поверхности надбуксового проема с выходом на верхний горизонтальный пояс боковой рамы. Причинами возникновения трещины стали металлургические дефекты, возникшие в наплавленном слое металла при восстановлении изношенной опорной поверхности буксового проема.

Данная боковая рама 26 марта 2008 г. в ремонтном вагонном депо Россошь Юго-Восточной ж.д. дирекции по ремонту грузовых вагонов при ремонте вагона №59039115 собственности Кавдорский ГОК была забракована при визуальном контроле дефектоскопистом Поляховым Е.А.

В нарушение телеграфного указания МПС России от 11 марта 2003 г. №138, запрещающего эксплуатацию боковых рам с наплавленной опорной поверхностью буксового проёма, боковая рама №45623 была установлена работниками ООО «ПО ВАГОНМАШ» при проведении 18 августа 2008г. капитального ремонта вагона №50029131, собственности ОАО «Первая грузовая компания».

Комиссия считает, что причиной схода вагона №50029131 явился излом боковой рамы тележки №45623.


12 ноября 2010 г. в 3 часа 20 минут московского времени на 4707 км пикет 1 перегона Худоеланская – Хингуй двухпутного электрифицированного участка Зима – Нижнеудинск Тайшетского региона Восточно-Сибирской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» при следовании поезда № 2713 весом 5057 тонн, 54 вагона, 216 осей с электровозом ВЛ85 № 123 под управлением локомотивной бригады оборотного депо Нижнеудинск эксплуатационного локомотивного депо Тайшет при скорости 55 км/час в режиме рекуперации допущен сход 10-го с головы состава вагона № 55244313 с последующим сходом еще 10-ти вагонов и нарушением габарита соседнего пути.

При осмотре поезда у вагона № 55244313 выявлен излом правой боковой рамы № 58557, изготовленной в 2002 году ОАО «НПК «Уралвагонзавод» (клеймо 5) второй по ходу движения поезда тележки в зоне челюстного проема по внутреннему радиусу R-55.

В результате схода повреждены (согласно инструкции МПС СССР от 25 декабря 1986 г. № ЦЧУ-ЦВ/4433) 9 вагонов №№ 55270755, 56411127, 54185038, 63636435, 67812933, 56237480, 60176971, 62631809, 55492474 до степени исключения из инвентаря, 1 вагон № 55244313 в объеме деповского ремонта и 1 вагон № 52227436 в объеме текущего ремонта, 100 метров верхнего строения четного пути, 300 метров верхнего строения нечетного пути, сбита 1 опора контактной сети.

Поезд № 2713 сформирован на станции Тында Дальневосточной ж.д. Последнее техническое обслуживание данный поезд проходил на ПТО Улан-Удэ Восточно-Сибирской ж. д. От станции Улан-Удэ до места схода вагон проследовал 934 км, 39 приборов КТСМ, 111 приборов УКСПС.

Груз – угольный концентрат, 71 тонна (согласно данных натурного листа), станция погрузки Нерюнгри Дальневосточной ж. д., станция назначения Сартана Украинских ж. д. Пробег вагона № 55244313 на момент погрузки составил 157434 км. От места погрузки до момента излома боковой рамы тележки вагон проследовал 2978 км.

Первый сошедший вагон № 55244313 – полувагон, собственность – Россия (20), принадлежность ОАО «Первая грузовая компания», построен 1 июня 1990 г. ОАО «НПК «Уралвагонзавод» (клеймо 5). Деповской ремонт выполнен 23 июня 2009 г. в ВРП Готня – филиале ООО «Трансвагонмаш» (клеймо 552), текущий ремонт в объеме ТР-2 производился 10 июня 2010 г. в ВЧДЭ-25 Новокузнецк-Северный Западно-Сибирской ж.д. (клеймо 1077) по коду неисправности 102 – тонкий гребень колесной пары.

На основании Приказа Ространснадзора № ГК-1261 фс от 13 ноября 2010 г. Комиссией под председательством заместителя начальника Сибирского Управления госжелдорнадзора В.В. Ефимова, членов комиссии главного государственного инспектора Сибирского Управления госжелдорнадзора В.И. Люсого и старшего государственного инспектора Сибирского Управления госжелдорнадзора А.В. Чурилова в соответствии с требованиями пункта 3 Приказа Минтранса России от 25.12.2006 № 163, в редакции приказа Минтранса России от 05.11.2008г № 180, с проведено расследование.

В результате проведенного расследования установлено, что причиной схода вагонов в грузовом поезде № 2713 послужил излом боковой рамы № 58557 тележки модели 18-100, изготовленной в 2002 г. ОАО «НПК «Уралвагонзавод» (клеймо 5) из стали марки 20ГЛ, по внутреннему радиусу R-55 буксового проема, указанное происшествие классифицировать, как крушение.


23 ноября 2010 г. в 7 час 11 мин на станции Москва-Каланчевская при выезде с тупикового пути на сбрасывающей стрелке со скоростью 24 км/ч произошел сход первого по ходу движения вагона электропоезда ЭД-4 №0006 из-за неправильной работы устройств СЦБ – самопроизвольный перевод остряков на сброс.

В нарушение требований ст. 15 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» руководители Московско-Курского отделения Московской железной дороги и причастных структурных подразделений снизили контроль за работой подчиненных им работников в части соблюдения регламента при выполнении технологического процесса по содержанию и обслуживанию технических устройств.

Принятые меры:

За нарушение законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности движения поездов привлечены к административной ответственности 8 должностных лиц по ст. 11.1 ч.6 КоАП РФ.


В соответствии со статьей 20 Федерального Закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», статьей 6.2. Постановления правительства Российской Федерации от 30.07.2004 г. № 398 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта», «Положением о порядке служебного расследования и учета транспортных происшествий и иных, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, событий», утвержденного приказом Министра транспорта РФ от 25.12.2006 № 163 комиссией, назначенной распоряжением начальника Уральского УГЖДН от 29.11.2010 № 952р под председательством начальника Уральского УГЖДН Кустова О.Б. проведено расследование транспортного происшествия, допущенного 28.11.2010 на станции Екатеринбург-Сортировочный Свердловской железной дороги — филиала ОАО «РЖД».

Расследованием установлено:

28 ноября 2010 г. в 11 часов 50 минут на станции Екатеринбург-Сортировочный при роспуске с 12-го пути четного парка прибытия через сортировочную горку отцепа, состоящего из 10 цистерн общим весом 867 тонн (груз серная кислота аварийная карточка № 801) на 32 пути четного парка формирования произошло столкновение вагона № 57083164 с головным вагоном № 95128856 в группе из 14-ти вагонов.

В результате столкновения допущен сход 2-мя колесными парами вагона № 95128856, у вагона № 57083164 автосцепкой поврежден котел с утечкой серной кислоты в объеме 38,950 тонны.

Выявлены отступления от норм содержания технических средств, связанных с перевозочным процессом, а так же невыполнение должностных обязанностей участниками перевозочного процесса владельца инфраструктуры Свердловской железной дороги — филиала ОАО «РЖД» в соответствии с требованиями:

— пунктов 6.35, 8.4, 15.1 «Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации» от 26.05.2000 №ЦРБ-756, в части обеспечения безопасного расформирования составов вагонов, предоставления технологических окон для технического обслуживания и ремонта устройств механизации сортировочных горок, выполнения порядка использования технических средств станции в соответствии с техническо-распорядительным актом;

— пункта 11.45 «Инструкции по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации» от 16.10.2000 № ЦД-790 в части регулирования скорости надвига и степени торможения вагонов, в зависимости от условий прохода отцепов в стрелочной зоне и на подгорочных путях;

— приложения 4 «Инструкции по техническому обслуживанию и ремонту устройств сигнализации централизации и блокировки, механизированных и автоматизированных сортировочных горок» от 15.06.2000 ЦШ-762, в части технического содержания вагонных замедлителей;

— пункта 1.5 «Инструкции по техническому обслуживанию вагонов в эксплуатации» (инструкция осмотрщику вагонов) Утвержденной Советом по железнодорожному транспорту Государств — участников Содружества Протокол от 21-22 мая 2009 г. № 50, введенной в действие Распоряжением первого Вице-президента ОАО "РЖД" В.Н. Морозова № 1794р от 31 августа 2009 года, в части выполнения технологического процесса работы станции.

Вывод комиссии:

1. Причиной происшествия при перевозке (транспортировке) опасных грузов, связанного с проливом опасных грузов, возникшим вследствие повреждения котла вагона-цистерны, явились отступления от норм содержания технических средств, связанных с перевозочным процессом, а так же невыполнение должностных обязанностей участниками перевозочного процесса владельца инфраструктуры Свердловской железной дороги — филиала ОАО «РЖД».

2. Данное транспортное происшествие в соответствии с пунктом 3 «Положения о порядке служебного расследования и учета транспортных происшествий и иных, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, событий», утвержденного приказом Минтранса России от 25.12.2006 № 163 принять к учету как авария.

В результате проведенного расследования Уральским УГЖДН привлечено к административной ответственности 13 работников Свердловской железной дороги – филиала ОАО «РЖД»: 7 службы перевозок, 4 вагонного хозяйства, 2 дистанции сигнализации и СЦБ. В отношении сменного инженера аппарата РБ Свердловской железной дороги возбуждено дело об административном правонарушении по статье 19.7 КоАП РФ, рассмотрение дела передано в суд.

Дата последнего изменения 21.12.2010 0:00