Карта территориальных органов Ространснадзора

Главная / Новости / Статья Г. В. КРЫЖАНОВСКОГО — Почетного…

Статья Г. В. КРЫЖАНОВСКОГО — Почетного железнодорожника, Члена Комиссии по железнодорожному транспорту общественного совета Ространснадзора на тему: «БЕЗОПАСНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПЕРЕЕЗДАХ ВЫСОКОСКОРОСТНЫХ УЧАСТКОВ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ»

БЕЗОПАСНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПЕРЕЕЗДАХ

ВЫСОКОСКОРОСТНЫХ УЧАСТКОВ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ

Скоростное и высокоскоростное движение на Российских железных дорогах завоевывает все большее признание.

Еще в 80-годах прошлого столетия на участке Москва-Ленинград впервые отечественный электропоезд ЭР-200 развивал скорость на отдельных участках до 200 км/час, проходя расстояние более 600 км за 4 часа 50 минут. Используя этот вид транспорта пассажиры из Москвы в ЛЕНИНГРАД доставлялись быстрее чем на самолете с учетом необходимости прибытия в аэропорт автотранспортом, ожидания регистрации и посадки, и по прибытии в конечный пункт необходимости еще раз использовать автотранспорт.

Учитывая явные преимущества железнодорожного транспорта, 30 декабря 1988 года было принято решение о разработке проекта высокоскоростной линии, проходящей отдельно от существующей трассы железнодорожного участка Москва-Ленинград.

После развала СССР, несмотря на все трудности уже 13 сентября 1991 года руководством России был подписан указ НР120 «О создании высокоскоростной пассажирской магистрали Санкт-Петербург — Москва».

Даже в те смутные времена у руководства страны хватило мудрости и понимания вопроса о важности создания ОТДЕЛЬНОЙ МАГИСТРАЛИ…

Почему отдельной когда уже есть действующая линия, да потому что скорости движения на этих линиях не сопоставимы и пропуски высокосоростных поездов неминуемо вызовут многочасовые задержки всех остальных поездов как грузовых так и пассажирских.

ЭТО В СВОЮ ОЧЕРЕДЬ ВЫВЫВАЕТ ЗАМЕТНОЕ УХУДШЕНИЕ ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЕ НА ЭТИХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ЛИНИЯХ А КРОМЕ ТОГО ОГРОМНЫЕ ЗАДЕРЖКИ АВТОТРАНСПОТРА на железнодорожных переездах. Кроме того, и возможно это главное, будут резко увеличены риски столкновений поездов с автотранспортом при пересечении железных дорог с автомобильными дорогами в одном уровне.

При дальнейшем развитии высокоскоросного движения поездов эти риски будут многократно увеличиваться

Сегодня уже эксплуатируются высокоскоростные участки не только МОСКВА-САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, но и САНКТ-ПЕТЕРБУРГ – ХЕЛЬСИНКИ, МОСКВА — НИЖНИЙ НОВГОРОД

На этих участках десятки и десятки пересечений железной дороги с автомобильными дорогами.

Губернатор Екатеринбурга господин Мишарин А.С., ранее работавший Заместителем министра транспорта России, в журнале «ТРАНСПОРТНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ТЕХНОЛОГИИ» НР 3 ноябрь 2010 года поделился планами о продолжении высокоскоростного движения до Екатеринбурга через Владимир, Нижний Новгород, Казань с ответвлениями на Пермь, Уфу, Нижний Тагил, Челябинск и далее на Тюмень …

Это уже не десятки, а сотни опаснейших пересечений железнодорожных и автомобильных дорог в одном уровне.

Озвучены планы создания высокоскоростных линий на ДАЛЬНЕ-ВОСТОЧНОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГЕ…

Одним из трудно решаемых вопросов обеспечения безопасности движения поездов на железнодорожном транспорте в России во все времена был вопрос безопасности на

железнодорожных переездах, и особенно там, где осуществлялось автобусное движение.

Вопрос не новый, вопрос который постоянно беспокоит как железнодорожников так и работников автомобильного транспорта, частных владельцев автомашин и конечно работников Государственной Инспекции Безопасности Дорожного Движения

Конечно строительство отдельных железнодорожных линий дело очень сложное и высокозатратное и видимо России пока не под силу брать на себя такие планы и осуществлять строительство высокоскоростного железнодорожного транспорта как скажем в Японии…

Но безопасность то движения надо обеспечивать. И выход из этого положения был один, осуществление строительства развязок железных дорог и автомагистралей в разных уровнях при строительстве путепроводов. Но это тоже высокозатратно…

Наиболее простым решением вопроса безопасности на пересечениях железнодорожных путей с автомагистралями в одном уровне конечно всегда было устройство железнодорожных переездов с настилами для проезда автотранспорта, шлагбаумами с оборудованием специальной автоматической сигнализацией с расчетными участками контроля приближения поезда в зависимости от реализуемой скорости.

В последние 25-30 лет эти устройства были дополнены специальными устройствами заграждения переезда УЗП , представляющие собой поднимающиеся из специальной траншеи металлические плиты с электромеханическим приводом, производимые по проекту Уральского отделения ВНИИЖТ.

Эти устройства позволили, после их доработки, теоретически исключить несанкционированый выезд автотранспорта при нахождении на участке приближения пассажирского или грузового поезда

Практика показала, что несмотря на казалось бы полное исключение возможности столкновений поездов и автотранспорта на железнодорожных переездах, количество дорожно-транспортных происшествий, в том числе и на оборудованных устройствами УЗП хотя и сократилось, но остается достаточно большим.

Проводимыми проверками нередко устанавливались факты, когда по неделям на одних и тех же переездах УЗП не работали. О таких фактах в свое время писала газета МОСКОВСКИЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИК.

В период за 2006-2О11 годы число ДТП на железнодорожных переездах ОАО РЖД практически не сократилось, в 2006 было 232 ДТП, а в 2011 году стало 228. В то же время только в 2011 году при ДТП на железнодорожных переездах ОАО «РЖД»

пострадали 191 человек, и погибло 49 / данные газеты «ГУДОК» за 23 января 2012 года/.

К этому следует добавить, что ежегодно в ДТП на переездах попадают автобусы, что

значительно увеличивает риски в тяжелых травмах.

Давно известно, что единственной гарантией безопасности движения на пересечениях транспортных артерий является строительство развязок дорог в разных уровнях — путепроводов.

Необходимо отметить, что если в 1995-2010 г., в целях исключения ДТП был построен 211 путепровод, то в 2009 году завершено строительство всего лишь 1 путепровода, а в 2010 лишь …3. Планом же на 2011 — 2015 годы намечено построить аж 65 путепроводов «ГУДОК» НР 37 от 10.03.2011 г. .

При этом Правительство планирует ежегодно на территории России проводить мероприятия всемирного значения с переездами спортсменов между городами России, так

в 2011 ЧМ по фигурному катанию, в 2012 по конькобежному спорту, в 2013 Универсиада по легкой атлетике, в 2014 Олимпиада в Сочи, в 2015 ЧМ по водным видам спорта,в 2016 по хоккею, в 2017 кубок Конфедерации, в 2018 ЧМ по футболу.

На наш взгляд резкое увеличение парка легковых автомобилей принадлежащих частным лицам, не всегда хорошо подготовленным для вождения автотранспорта в наших средневековых условиях, пьянство за рулем и другие негативные действия, вплоть до применения огнестрельного оружия при разговоре даже с полицейскими, может привести к весьма и весьма тяжелым последствиям..

Журнал «ТРАНСПОРТНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ТЕХНОЛОГИИ» НР 4 от 2011 г. в статье «Новый подход к безопасности на железнодорожных переездах», информирует о новом устройстве, предупреждающем несанкционированный выезд на железнодорожный путь при наличии поезда на расчетном участке приближения.

Такое устройство по информации журнала установлено и работает на железнодорожном переезде Чуприяновка участка КЛИН — ТВЕРЬ ОКТЯБРЬСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ

Новое устройство, названое ПРОТИВОТАРАННЫМ УСТРОЙСТВОМ, своей стрелой полностью перекрывает проезжую часть железнодорожного переезда чем вроде бы исключается дорожно-транспортное происшествие даже при выезде транспортного средство массой до 20 тонн при скорости движения до 20 км в час.

Остается только напомнить, что любое техническое средство, будь то УЗП или ПТУ, способно давать отказы и о таких отказах в свое время писала дорожная газета МОСКОВСКИЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИК.

К сожалению, приходится констатировать, что вопросу безопасности на пересечениях железных дорог, в том числе и с высокоскоростным движением, с автомобильными дорогами не было уделено должного внимания и на проводившейся в МИИТ-е 20-21 октября 2011 года 12-й научно-практической конференции «БЕЗОПАСНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ ПОЕЗДОВ» с докладами 2-х вице-президентов ОАО «РЖД».

Вопрос необходимости обеспечения безопасности движения на железнодорожных переездах уже дважды за последние 3 года рассматривался на заседании Комиссии по железнодорожному транспорту Общественного Совета при РОСТРАНСНАДЗОРЕ с просьбой поставить этот вопрос на обсуждение ОБЩЕСТВЕННОГО СОВЕТА пригласив все заинтересованные стороны.

Решение вопроса для высокоскоростных линий на наш взгляд, если его решать без строительства отдельных трасс, то хоты бы при условии пересечения железных дорог с автомагистралями только в разных уровнях.

Иначе Россия рискует вместо ВСЕМИРНЫХ СПРОРТИВНЫХ ИГР повторить печальный опыт 2011 года в Ярославле…

И еще, откройте ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ О БЕЗОПАСНОСТИ ИНФРАСТРУКТУРЫ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА , Постановление Правительства РФ от 15 июля 2010 года НР 525, где указано что «…ПЕРЕСЕЧЕНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПУТЕЙ С АВТОМОБИЛЬНЫМИ ДОРОГАМИ И ЛИНИЯМИ ГОРОДСКОГО ПАССАЖИРСКОГО ТРАНСПОРТА СЛЕДУЕТ ПРОЕКТИРОВАТЬ В РАЗНЫХ УРОВНЯХ…, …ДОПУСКАЕТСЯ ПРОЕКТИРОВАНИЕ… В ОДНОМ УРОВНЕ В ПОРЯДКЕ УСТАНОВЛЕНОМ МИНИСТЕРСТВОМ ТРАНСПОРТА…»

КРАСИВО СКАЗАНО, а как быть если проектирование то было в 1870 годах например на линии Москва — Санкт-Петербург.

В тексте «ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГЛАМЕНТА О БЕЗОПАСНОСТИ ВЫСОКОСКОРОСТНОГО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА», ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ от 15 июля 2010 года НР 533, по этому вопросу вообще ничего нет.

Министерством Транспорта Российской Федерации приказом от 21 декабря 2010 года НР 286, регистрация МИНЮСТОМ 28 января 2011 года регистрационный номер 19627, утверждены новые ПРАВИЛА ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Этими Правилами, в разделе 1 параграф 55 установлено, что движение пассажирских поездов со скоростями более 200 кмчас по участкам на которых железнодорожные пути пересекаются в одном уровне с автомобильными дорогами трамвайными и троллейбусными линиями не допускается…

ВЫСТУПАЯ НА ВЫШЕУПОМЯНУТОЙ КОНФЕРЕНЦИИ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ, первый вице-президент ОАО «РЖД», господин МОРОЗОВ В.Н. упомянул, что ПРАВИЛА ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ вступают в силу с 1 июля 2012 года.

ЗАКОН СУРОВ, НО ЭТО ЗАКОН.

Газета « ГУДОК», в редакционной статье «ЦЕНЗУРА ДЛЯ БЕЗОПАСНОСТИ», от 8 октября 2010 года НР 183, отмечала что в ТЕХНИЧЕСКИХ РЕГЛАМЕНТАХ не оказалось в качестве объектов технического регулирования целого ряда узлов … Законотворческая загадка открывается просто, документы прошли согласования более чем в 40 инстанциях и что было невыгодно попросту было выброшено, а поправки сопровождались словами о благих намерениях.

Было забыто то, что на железнодорожном транспорте изменения в инструкции вносятся не чернилами, а порой КРОВЬЮ.

Решать вопрос согласно ЗАКОНА необходимо. И здесь интерес не только железнодорожников, но и автомобилистов и Государственной инспекции безопасности дорожного движения и конечно руководителей причастных регионов.

Ранее, в советское время, этот вопрос рассматривался на специально созданной Государственной комиссии. Сегодня такой комиссии нет. В регионах хватает своих забот, у руководства страны тоже времени на это видимо нет.

Хотя всем хочется провести всемирные игры и заработать на этом большие деньги не затрачивая больших средств на подготовку безопасных условий передвижения участников и болельщиков спорта

А тут еще новая инициатива правительства Московской области, озвученная еще прошлым летом по созданию платных железнодорожных переездов за счет частных инвесторов, что может резко увеличить число пересечений железнодорожных линий автодорогами , что никак не будет способствовать обеспечению безопасности движения и приведет к увеличению простоев автотранспорта перед закрытым шлагбаумом «АРГУМЕНТЫ И ФАКТЫ» НР 9 2012 год .

Нам представляется что необходимо немедленно рассмотреть этот вопрос на ОБЩЕСТВЕННОМ СОВЕТЕ и озадачить причастных к этому вопросу Министерство транспорта и ОАО «Российские железные дороги» и причастные правительства регионов, обязав их в кратчайшие сроки разработать конкретные планы и сроки для каждого железнодорожного участка по проектированию и строительству путепроводных развязок автомобильных дорог и железнодорожных линий с высокоскоростным движением поездов с определением источников финансирования, комиссионно определить железнодорожные переезды где по местным условиям строительство путепроводных развязок осуществить невозможно и принять решения, либо по оборудованию их заграждающими устройствами или закрытию движения автотранспорта по ним с закрытием таких пересечений в одном уровне, законодательно узаконить пересечения железных дорог с автомагистралями в одном уровне с определением системы обеспечения безопасности движения поездов и автотранспорта,

Считать целесообразным строительство параллельных железнодорожным линиям автомобильных дорог, с закрытием малодеятельных железнодорожных переездов на таких участках и возродить, для контроля за исполнением принятых решений, совместную Государственную Комиссию по железнодорожным переездам

Г. В. КРЫЖАНОВСКИЙ — Почетный железнодорожник,

член Комиссии по железнодорожному транспорту

ОБЩЕСТВЕННОГО СОВЕТА РОСТРАНСНАДЗОРА

Дата последнего изменения 28.04.2012 0:00